РЕКЛАМА:
  • …и гривна экономии. Кто и как на Запорожье дороги строит

    Поделитесь этим в соц. сетях:

    Львиную долю денег на дорожное строительство в Запорожской области последние два года получают фирмы, связанные с Игорем Кононенко – бизнес-партнером экс-президента; Андреем Павелко – главой Федерации футбола Украины; Борисом Колесниковым – давним соратником олигарха Рината Ахметова. При этом данные предприятия постоянно подозреваются в коррупции, отмывании денег, тендерных сговорах и предоставлении откатов чиновникам.

    «ОНУР» – 1,67 миллиарда гривен

    ООО «Онур конструкцион интернешнл» работает на украинских дорогах с 2008 года. За прошедшее время компания успела влезть в десятки коррупционных и прочих скандалов. Ее подозревали в «отмывании» сотен миллионов гривен через фиктивные фирмы, в некачественно проведенном ремонте с присвоением горы бюджетных финансов и в участии в тендерных сговорах. Было даже подозрение в убийстве турецкого сотрудника, который по своей наивности решил побороться с украинской коррупцией.

    Изначально ООО «Онур…» являлась дочерней компанией турецкой «Onur Taahhut Tasimacilik Insaat Tic. ve Sanayi A.S.». Но в 2017-2018 годах, согласно данным портала «Наші гроші», фирма попала «под влияние» одиозного бизнес-партнера тогдашнего президента Украины Петра Порошенко – Игоря Кононенко. Причем настолько плотно «попала», что турки были вынуждены снова входить на украинский дорожный рынок – но уже «материнской» фирмой.

    В честности тендеров, в которых участвовало ООО «Онур…», есть большие сомнения. Так, любимым «спарринг-парнером» этой компании является ООО «Автомагістраль-південь» (о которой речь пойдет ниже). Между собой они разыграли за два года больше двух миллиардов гривен. Причем особых торгов с повышением цены на этих торгах не наблюдалось.

    Бывали случаи и вовсе анекдотичные. Так, в тендере от 3 мая 2019 года на 337 миллионов гривен «Онур…» выиграл торги у «Автомагистрали…», с предложением, которое было дешевле всего на 1 гривну, чем у «заклятых конкурентов».

    Чиновники – организаторы тендеров – тоже без дела не сидели, отсекая конкурентов «онуровцев» и «Автомагистрали…» с помощью весьма простой схемы: будущие участники тендера должны были провести за последние пару лет работ по укладке дорог минимум на 20% от суммы тендера. Что не является проблемой для гигантов «освоения бюджета» вроде «Онура…», но становилось камнем преткновения для компаний даже средних размеров.

    Поводом для такого условия якобы было то, что только предприятия с уже доказанным опытом проведения таких масштабных дорожных работ смогут без проблем справиться с объемными заказами. Но пример другого стабильного дорожно-тендерного победителя – ООО «ШБ Альтком» – показывает, что прошлые работы не могут гарантировать качественное выполнение договоров в будущем. Так, в аудиторском отчете по результатам проверки выполнения госпрограмм Госагентством автодорог Украины указано, что «Альтком» задерживал выполнение некоторых подрядов на годы.

    И даже судебные решения не могли остановить поступь турецкого «любимчика» властей. Например, в феврале 2019 года ООО «Бердянскбудтрест» выиграло суд у Службы автодорог по поводу проведенного в том же месяце тендера на строительство дороги «Васильевка-Бердянск» (643 миллиона гривен). Фемида запретила дорожникам проводить какие-либо действия в связи упомянутым тендером. Однако в тот же день, игнорируя решение суда, Служба автодорог подписала договор с «Онуром…». Жалобы на действия чиновников к результату не привели.

    Больше всего «онуровцев» любят власти Запорожья, Энергодара и Днепрорудного – и отдают им множество дорожных заказов.

    «Автомагістраль-південь» – 1,15 миллиарда гривен

    Источник портала «Наші гроші» называет ООО «Автомагістраль-південь» подконтрольным бывшему главе бюджетного комитета Верховной Рады (фракция БПП), руководителю Федерации футбола Украины Андрею Павелко.

    Проигрыш «порошенковцев» на парламентских и президентских выборах пока не пошатнул позиций «Автомагистрали…» в Запорожской области. Только в третьем квартале текущего года фирма получила в «освоение» почти 200 миллионов бюджетных гривен.

    На всех самых «жирных» запорожских тендерах, которые «Автомагистраль…» выиграла с 2018 года, его единственным оппонентом было упомянутое выше ООО «Онур…». Остальные претенденты отсекались, их многочисленные жалобы тендерный комитет отправлял в мусорную корзину.

    «Шляхове будівництво «Альтком» – 1,33 миллиарда гривен

    ООО ««Шляхове будівництво «Альтком» зарегистрировано в Донецке и связано с давним коллегой-партнером Рината Ахметова – Борисом Колесниковым. Еще в 2017 году данное предприятие находилось на грани банкротства из-за долга в 10 миллиардов гривен перед несколькими банками. Но его руководство, видимо, нашло общий язык и с кредиторами, и с «революционными» властями – Хозяйственный суд Донецкой области оставил дело о банкростве «Алткома» без рассмотрения.

    Свой единственный победный тендер «альткомовцы» выиграли уже после победы Владимира Зеленского и его партии на выборах – в третьем квартале 2019 года. Похоже, новая власть пока не будет расставаться с уже привычными освоителями «дорожных» средств.

    «Маст Буд» – 51,4 миллиона гривен

    ООО «Підприємство Маст Буд» зарегистрировано в Мариуполе, имеет давнюю историю ремонта и строительства объектов дорожной инфраструктуры Украины. Предприятие также неоднократно фигурировало в коррупционных скандалах. Вот только два из них: «Маст Буд» якобы принял активное участие в «уводе» 70 миллионов бюджетных гривен на строительстве киевского «стеклянного» моста;  «Маст Буд» подозревается прокуратурой в предоставлении чиновникам «откатов» в размере 30-35% от суммы тендера на капремонте моста в Днепре.

    Видимо, из-за загруженности заказами по всей Украине, в Запорожье данная фирма выиграла за последние два года только один «небольшой» тендер на 51 миллион гривен. В процессе торгов начальная цена лота была снижена «аж» на 250 гривен.

    «Облавтодор» – 842,7 миллиона гривен

    Легендарная компания со сложным названием – «Дочернее предприятие «Запорожский облавтодор» открытого акционерного общества «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины» – сегодня находится в под Дамокловым мечом банкротства. Но это не мешает предприятию продолжать выигрывать весьма объемные тендеры на обслуживание автодорог региона.

    В основном «Облавтодор» занимается относительно небольшими работами (включая установку отдельных дорожных знаков) – потому и средняя сумма проплат через Казначейство у данной компании наиболее низкая.

    Кроме прочего, ныне запорожский «автодор» отвечает и за строительство мостов через Днепр в Запорожье. Вернее, не «отвечает», а «оправдывается», и не за «строительство», а за «разрушение».

    Чужих здесь не любят

    При написании данного материала не учитывались «внутригородские» дорожные предприятия вроде запорожского КП «ЭЛУАД». Но зато учитывались победы фирм из нашего списка на тендерах по ремонту улиц в городах региона.

    Больше изучать было нечего – никакие другие предприятия в тендерах от Службы автодорог за указанный срок не побеждали. Да и тендерами назвать происходившее можно с большой натяжкой – до собственно торгов допускались в среднем два участника. Которые даже не пытались делать вид, что торгуются – средняя сумма экономии бюджетных денег в результате всех описанных в этой статье тендеров 2018-2019 годов не дотягивает и до одного процента. Хотя освоили данные пять компаний больше пяти миллиардов гривен – это пять годовых «медицинских» бюджетов областного центра.

    Судя по изученному материалу, запорожским «дорожным» компаниям «не из списка» не дадут шанс побороться за бюджетные миллиарды. Властям – особенно, учитывая коррупционную составляющую – удобно иметь дело с «проверенными» крупными игроками рынка. С руководством которых договориться легче, а напрямую подставиться под скандал – труднее.

    Так что в ближайшее время, несмотря на кардинальную смену столичных властей, ожидать перемен на дорожном рынке Запорожского региона не приходится.

    ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

    АЧС на Запорожье: на ликвидацию последствий выделены бюджетные деньги

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *