РЕКЛАМА:
  • “Код Запорожья”: конец балконно-кондиционерного хаоса на стенах и киосково-рекламного – на улицах

    Поделитесь этим в соц. сетях:

    4 апреля в Запорожье был презентован “Код города” – детальный план идеального (на сегодня) внешнего вида основных районов Запорожья. Его создание обошлось городской казне в 2,3 миллиона гривен. Если судить по результату, деньги были потрачены не зря – “Код города” в деталях и с рисунками описывает будущее Запорожье, которым можно любоваться. Однако реально ли воплотить фантастические картинки “Кода…” в жизнь? И если реально, то когда можно будет увидеть первые результаты воплощенного?

    Стратегическая фантастика
    Что такое “Код города” и чем он отличается от Генерального плана? Если упростить, то Генеральный план описывает, что и где будет находится на территории Запорожья. А “Код…” показывает, как это “что” должно выглядеть.
    И выглядеть Запорожье должно просто шикарно. Опутанное велодорожками, озелененное горизонтально и вертикально. Без маршруток, хаотичных киосков и вывесочно-кондиционерно-балконного оливье на стенах домов. С четко обозначенной тематикой (и даже цветом) каждого основного городского района. С удобными для горожан улицами и качественно распределенными транспортными потоками.

    Каждому городскому району – свой цвет.


    Звучит роскошно, правда? Воплощение тоже обойдется недешево. Не нужно быть специалистом, чтобы узнать: сужение одной полосы движения на одном погонном метре одной четырехполосной дороги (с увеличением тротуара, строительством велодорожки и/или организацией парковки) будет стоить десятки тысяч гривен. Одним из разделов “Кода города” предполагается провести такую процедуру с несколькими десятками километров запорожских улиц, для чего необходимо потратить миллиарды гривен. Унификация тысяч окон и балконов (согласно другому разделу) выльется еще в миллиарды – и это без учета затрат на судебные процессы с недовольными жильцами. Для сравнения – на 2019 год все доходы городского бюджета Запорожья запланированы в сумме 8,8 миллиардов гривен.
    Вышеприведенные цифры – к реалистичности и сроках реализации написанного в рамках только одного раздела “Кода…”. А есть еще тотальное озеленение и переозеленение, всецелая тематическая смена урн, фонарей и лавочек; уже упомянутая борьба с киосками, балконами, вывесками, наружной рекламой, маршрутчиками и сплит-системами.
    Также стоит учесть, что не все горожане примут новшества благосклонно. Уверен, что многие жители многоэтажек (особенно – “сталинок”) не захотят прощаться с дополнительными комнатами, в которые они превратили лоджии-балконы. И среди этих “многих” могут найтись, например, уважаемые работники “Запорожстали”. Или другие влиятельные в городе люди. Которые сумеют по-своему донести до городской власти несвоевременность запланированных изменений.
    Не в восторге от изменений будут и коммерсанты, чьи дешевые киоски и нагромождение безвкусной рекламы “Запорожский код” выбрасывает на свалку запорожской истории. Эти бизнесмены смогут найти общественных лоббистов, которые под привычными знаменами борьбы за права мелкого бизнеса постараются законсервировать (а то и узаконить) нынешнее градостроительное “оливье”.
    Очевидно, что полное внедрение “Кода…” – дело далекого будущего. Мэр Запорожья Владимир Буряк тоже не настаивает на его мгновенном внедрении: “Сегодня концепция носит рекомендательный характер, может стать основой для дальнейшего сотрудничества с представителями бизнеса, общественности, запорожцами”.
    А пока презентованный проект можно выставить стратегическим ориентиром. И, разумеется, использовать в политических целях – в качестве предвыборной программы мэра, например. Если к фантастической красоте “Кода…” добавить актуальное решение болезненно-мостовой проблемы – многие запорожцы за такое проголосуют.
    Подсуммируя: если вам футуризм не интересен – дальше можете не читать. Для тех, кто хочет глянуть на (пусть и неблизкие) ориентиры развития родного Запорожья – постараемся коротко рассказать о содержании “Кода города”.

    Очищение городских фасадов
    “Визуальным шумом” назвали авторы “Кода Запорожья” нынешний вид городских зданий и сооружений. Различные по фактуре и цвету латки утепления, свисающие гроздьями со стен спутниковые антенны и сплит-системы, совершенно по-разному застекленные (и незастекленные) балконы и лоджии, хаос с оформлением заведений на первых этажах (включая их бесконтрольное расширение и постройку террас/летних площадок кафе), банальное отсутствие ремонта некоторых зданий – все это являет собой душераздирающее в плане эстетики зрелище.
    Что предлагается?
    Особенно много изменений коснется обладателей квартир в исторических ареалах (например, “сталинок” в Соцгороде), чьи дома стоят на одно из городских магистралей. Они в плане наружного оформления своих жилищ почти полностью лишаются свободы выбора. Все ремонтные и покрасочные работы должны будут согласовываться с органом охраны культурного наследия и вписываться в общий стиль дома и улицы.
    Но самое главное – пристройки к первым этажам должны быть демонтированы или переделаны под общий конструкторский стиль улицы.

    На исторических зданиях (вроде изображенного на фото знаменитого дома в форме буквы “С”) веселому балконному хаосу может быть положен конец.

    Привыкать к будущим изменениям нужно не только обладателям шикарных “сталинок” или квартир-офисов в столетних домах. Жильцам многоэтажек на проспектах Юбилейном и Преображенского, улицах Космической и Ладожской, Автокузнецкой и Товарищеской, Бородинской, профессора Толока и многих других также стоит начинать прощаться с выдающейся во всех смыслах лоджией или стоящими друг на друге сплит-системами. Даже решетки на окнах одного дома должны изготавливаться в одном стиле, из одного материала.
    Вот еще несколько заметных изменений в городской облик, предполагамых “Кодом города”:

    • стиль оформления вывесок и входов (подъездов) в одном доме или здании должен быть единым, созданным по одному проекту – включая, например, заборчики у придомовых газонов;
    • количество прозрачных витрин должно быть по возможности увеличено. Запрещено закрывать выходящие на улицы витрины и окна рекламными баннерами;
    • в историческом ареале “Старый Александровск” новые окна нужно делать только из дерева – пластиковые не соответствуют стилистике района;
    • вывески магазинов и учреждений должны быть серьезно уменьшены и вписываться своими цветом-формой в общий облик дома.
      Но, конечно, интереснее всего смотреть на картинки идеально-будущего Запорожья и сравнивать их с весьма неприглядной реальностью. Ниже – один из примеров нынешней реальности и задуманного.
    Нынешний сумбур запорожских улиц…
    …и запланированный согласно “Коду города” порядок.

    Хотите больше таких картинок? Добро пожаловать на наш канал в Инстаграмм @gvozdi_zp!

    Благоустройство, озеленение
    Авторы “Кода города” указывают на полный хаос в городском озеленении (впрочем, как и в других сферах).
    На запорожских улицах могут быть подряд высажены дубы с липами и тополями, невысокие саженцы – с 20-метровыми великанами. Сплошь и рядом встречаются сухие, поврежденные и больные деревья. Из-за отсутствия качественного дренажа соль, которой посыпают зимой улицы, оседает в грунте и повреждает корни растений – листья желтеют/темнеют, крона теряет эстетическую привлекательность.

    Ели, обычно стройные и однотипные, из-за отсутствия должного ухода превратились в уличных уродцев.

    Непродумано размещены насаждения на перекрестках – иногда они закрывают обзор водителям автомобилей, что может привести к аварии. Практически нет попыток использовать газон и кустарник для отделения тротуара от проезжей части.
    Крайне мало в городе “вертикальных” зеленых массивов вроде живых изгородей. А симпатичные оплетенные диким виноградом заборы возникают, цитирую: “де людина не доклала для цього жодних зусиль”.
    На многих центральных магистралях города отсутствует “зеленый барьер” между дорогой и жилыми домами вдоль нее. То есть, пыль и выхлопные газы идут прямиком в форточки запорожцев.
    Что предлагают автора “Кода…”?
    Больше зелени – хорошей и разной: настенные “сады”, выносные клумбы и декоративные деревца должны появиться почти на всех центральных городских магистралях – особенно там, где сложно высадить большие деревья в необходимых количествах.
    Отдельной строкой в “Коде…” упомянута эстетическая сторона озеленения. Авторы документа предлагают учитывать при высадке деревье внешний вид окружающих улиц и зданий, добиваться гармонии общего внешнего вида района и города.
    Киоски и остановочные павильоны предлагается размещать не ближе, чем за три метра до дерева. На сегодня это пожелание выглядит скорее насмешкой – в Запорожье совсем нередки случаи, когда киоски ставят вплотную (а то и вместо) зеленых насаждений.
    Из новинок – газоны города предлагается засаживать не только деревьями и кустами, но высокими злаковыми растениями (вроде ковыля). Такие растения хорошо себя чувствуют в засушливом запорожском климате, не требуют особого ухода и при этом выглядят весьма красиво.
    Особо интересно будет запорожцам узнать о планах по обустройству Набережной. Здесь, согласно “Коду…”, будут возведены зоны для прогулок и активного отдыха горожан. От картинок, которыми проиллюстрирована эта глава проекта, дух захватывает.

    Жаль, что эти фантазии воплотятся в жизнь совсем не скоро.

    Наружно-рекламный винегрет
    По мнению авторов “Кода…”, на сегодня размещение наружной рекламы в Запорожье размещаются хаотично с точки зрения эстетики, а рекламные конструкции (в своем большинстве) вредят внешнему виду города.
    Что предлагается?
    Убрать всю наружную рекламу в исторических ареалах города. К таковым относится большая половина центрального проспекта Соборного (“старый Александровск” – от автовокзала до площади Пушкина, “Соцгород” – от ТЦ “Украина” до площади Запорожской). Частично очистить от биг-бордов хотят проспект Металлургов и бульвар Шевченко; улицы: Победы, Независимой Украины, Днепровскую. Это означает снос сотен рекламных конструкций.
    Депутат городского совета Андрей Согорин, имеющий прямое отношение к одному из операторов наружной рекламы в Запорожье, уверен, что сделать подобное можно всего за год:

    “Аналогичный путь проходил Киев. В принципе, я предлагал уже сейчас ограничить крупноформатную рекламу в исторических ареалах. Но лоббисты из рекламного бизнеса (Запорожское отделение Ассоциации операторов наружно рекламы Украины, предприятия “Флайт”, “Реклама сервис” и некоторые прочие) – смогли внести в решение такие изменения, что была нивелирована суть. К тому же, вмешались вопросы политики – успешные кейсы не хотят отдавать оппозиции (Андрей – представитель оппозиции в запорожском горсовете – авт.). А чтобы не сильно ущемить рекламщиков, им можно предоставить аналогичные площади, но уже вне исторического ареала”.

    Впрочем, ниже “Код города” слегка противоречит сам себе. В главе “Щитовые рекламные конструкции” отдельным абзацем упоминается судьба “пустующей рекламной поверхности” в районе “исторического ареала” – мол, на ней должны быть изображены виды Запорожья. Хотя, как мы помним, никаких рекламных щитов в исторических районах быть вроде как не может совсем.

    Напоследок, но не в последнюю очередь…
    Уличное освещение Александровского района планируют стилизовать “под старину”, на бульварах и в скверах хотят установить фонари паркового типа. А подсвечивать предлагается не только красивые здания, но и деревья, и даже лавочки.
    Упомянутые лавочки будут иметь различный внешний вид – в зависимости от расположения. А в районе Набережной планируют даже стационарные лежаки установить.

    В городских фонтанах предлагается чаще использовать подсветку.
    Скульптуры и артобъекты, по мнению работников галереи Barannik (видимо, их привлекли в качестве экспертов), есть возможность расположить на Набережной (от улицы Лермонтова до улицы Украинской), на улице Победы (в районе пятой горбольницы), на бульварах Маяковского и Шевченко, на улице Тюленина (от улицы Победы до проспекта Соборного), в парке Трудовой славы, на площади Фестивальной и возле Трампарка.
    Для городских киосков авторы “Кода Запорожья” разработали восемь разных проектов. При этом размещать в исторических районах можно только шесть из них, самых красивых. На окраинах города можно будет устанавливать конструкции попроще и подешевле.

    Кроме подходу к размещению наружной рекламы, предлагается изменить и вывески магазинов-учреждений – сделать их небольшими, однотипными и подходящими к общему виду района. На входах в офисные центры будут размещены вывески с названием арендаторов и схемой размещения их кабинетов.

    Богдан Василенко

    ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

    В Запорожье задержали сепаратистку, агитировавшую за "народную республику"

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *