Из-за обещания строителей Зеленскому запорожские мосты могут подвесить на негодные вантовые канаты

Поделитесь этим в соц. сетях:

Турецкие подрядчики пообещали президенту Владимиру Зеленскому достроить запорожские мосты уже в этом году. Спешка и желание турков выслужиться перед руководством страны может привести к установке на сооружение бракованных вантовых канатов.

Агитка о двух концах

– Что это такое?
– Господин президент, были сложности, которые не позволили нам достроить мост.
– Как? А он достроен! Смотрите, какой стоит – монолит, красавец! А вон второй мост. А там – третий. Это просто такая технология новейшая, да? Нано-мосты. Прозрачные и хрустальные.
Фильм «Слуга народа 2»,
  2017 год

Владимир Зеленский наверняка помнит яркие кадры из своего агитационного (как оказалось впоследствии) фильма. И даже при отсутствии глубоких познаний в политических технологиях, президент догадывается, как данные кадры будут сыграны против него на выборах.

Это будет издевательски и ярко. Если, конечно, вантовые мосты через Новый Днепр не будут достроены хотя бы частично – именно на фоне высоких пилонов с разграбленным краном ещё актер Зеленский отчитывал «местную элиту».

Однако для достройки вантовых мостов необходим их главный элементы – вантовые канаты. И вот с этим элементом на запорожской стройке возникнут проблемы.

Поспешишь – Зеленскому угодишь

«Гвозди» неоднократно писали о странных методах хранения запорожских вантов. Они в течение восьми лет валялись под открытым небом на стройплощадке в Кривой бухте.

Такое обращение с вантами заинтересовало автора этих строк после просмотра передачи по National Geographic, посвященной строительству моста в Южной Корее. Тамошний работник, снимавший с канатов пленку, немного поцарапал их ножичком – и сразу сел писать объяснительную, а инженеры созвали консилиум для проверки годности вантов к установке.

После подобных кадров слабо верилось, что запорожские канаты находятся в кондиции – пять лет прорастания цветочками и проживания мышек не могут пройти бесследно.

Какого-либо подтверждения наших догадок пришлось ждать долго. Тогда как официальные лица (например, Виталий Марочка, руководитель фирмы «Днепрогипротранс» – нового проектанта мостов) успокаивали: мол, приезжали представители завода-изготовителя и подтвердили пригодность канатов. Правда, оговаривались, что проверить ванты можно будет только в размотанном виде, а разматывать их будут перед монтажом. В чем тогда смысл проверки (если все равно будут монтировать), дорожники не поясняли.

Впрочем, «канатный вопрос» не стоял настолько остро, пока переходы числились долгостроем. Сегодня же достроен один мост с Бабурки на Хортицу, на подходе открытие второго. Теперь автолюбители стоят в пробках на Хортице вместо Бабурки. И запорожцам не видать транспортного облегчения без завершения хотя бы одной нитки вантового моста на Левый берег . Особенно в свете неумолимо приближающейся перестройки дороги на “Днепрогэсе”, которая продлится несколько лет.

Строителей подстегивает политическая воля президента, возмущение стоящих в пробках горожан и скорая перспектива (до конца текущего года) полного перекрытия проезда по плотине «Днепрогэса». Да и стоимость аренды огромного «Захария» зашкаливает – а без него о достройке вантовых мостов даже думать не стоит.

Использование “Захария” обходится в сотни тысяч гривен в сутки.

Так что не мудрено, что турецкий подрядчик торопится сдать проект пораньше. Во время визита президента на открытие моста выяснилось, что завершить стройку хотят до конца 2021 года – а возможно, что и на день Независимости 24 августа.

И очень может быть, что из-за спешки и нежелания терять деньги наш новый мост оснастят негодными канатами.

Экспертный приговор

Чтобы лучше понять, что происходит с запорожскими вантами, нужно вспомнить другой украинский мост-долгострой – Подольский в Киеве.

Данный мост по конструкции практически ничем не схож с запорожскими переходами. Кроме одного – вантовых канатов. Эти канаты по своему строению являются копиями запорожских (кроме длины), и произведены на том же немецком заводе «Брайдон».

В интернете мне удалось найти статьи авторства Олега Тоцкого, эксперта в строительстве. Олег пишет на темы, например, прокладки туннелей для метро и поездов, возведения крупных инфраструктурных объектов и мостов. Причем пишет он о строительстве профессиональным языком и в прямом смысле слова изнутри – из тоннелей и с мостов.

Фото из Фейсбука Олега Тоцкого

В одном из своих блогов господин Тоцкий подробно описывает строение вантовых канатов и почему они могут «испортиться». Полностью пересказывать статью не буду, остановлюсь на паре принципиальных моментов.

Так, существует два основных вида вантовых канатов. Один из них (замковый), описанный на рисунке ниже, используется как на запорожском, так и на Подольском мосту в Киеве.

Вантовый канат в разрезе.

У наших мостовых канатов внутри находится проволока, а элементы нескольких наружных слоев похожи в разрезе на букву Z. Такая форма позволяет при натяжении каната сделать его почти герметичным.

Ключевое слово здесь – «почти». Чтобы совершенно исключить попадание внутрь вантов влаги и пыли, в них заливают специальный вязкий состав – протектор-заполнитель. Три-четыре года (максимум) данный протектор остается «подвижным», жидким. После чего застывает и «запечатывает» канат. За упомянутые три-четыре года ванты нужно обязательно установить, иначе протектор застынет. Связанные с таким застыванием проблемы Олег Тоцкий указал с одной из своих статей:

«Проблема 1. Заполнитель внутри вант загустел, поскольку заданные сроки монтажа давно вышли. Теперь при размотке и натяжке вант он не заполнит правильно пространство между проволоками. Это влечет за собой опасность проникновения влаги внутрь вант и также ведет к тому, что при натяжке канатов (опускании моста на ванты) проволоки натянутся неравномерно, так как им будет мешать загустевший заполнитель. Неравномерное распределение нагрузки по проволокам – это прямая дорога к повышенному износу перегруженных проволок, что (…) рано или поздно может привести к их преждевременному разрушению.

Проблема 2. Ванты, пролежавшие столь длительное время в скрученном состоянии, «запомнили» это положение и теперь при размотке и натяжке в проволоках возникнет дополнительное напряжение еще и по этой причине.

Проблема 3. В конечном остатке первые две проблемы приведут еще и к третьей: после подвески моста на ванты и регулировки их натяжения, отдельные ванты будут продолжать растягиваться, причем каждая ванта будет растягиваться на какую-то свою непредсказуемую величину и стабилизация будет происходить в течение неизвестного периода времени. Такое непредсказуемое поведение вант приведет к тому, что распределение нагрузки на остальные элементы моста также будет неравномерным и будет вести к преждевременному разрушению всего моста. Можно было бы, конечно, каждые несколько месяцев регулировать ванты. Но, во-первых, это не снимает проблемы гидроизоляции, во-вторых, за чей счет будет данный банкет?

Проблема 4. Бонусом к вышеописанным проблемам является неправильное хранение и транспортировка старых вант. Их главный признак – наличие поверхностной ржавчины на вантах и сгнивший упаковочный материал».

Олег написал такое летом прошлого года. Посвящен данный анализ был вантовым канатам Подольского моста. Также в статье говорится, что канаты хранились в «лужах и грязи» с 2010-го. А в 2018 году их обследовали эксперты завода-производителя «Брайдон» – и признали ванты негодными к монтажу: «старые ванты могут разрушиться в течение пяти лет после опускания на них моста, их состояние является непредсказуемым».

Однако даже после такого экспертного вывода городская власть Киева (именно она финансирует стройку) пыталась смухлевать и повесить на Подольский мост старые ванты вместо новых. Благодаря Олегу Тоцкому, отследившему мухляж, команде Виталия Кличко таки пришлось закупать новые канаты.

Братья по несчастью

История вантов для запорожского моста почти один в один повторяет судьбу своих столично-«подольских» собратьев. Произведены канаты одним заводом, у них одинаковое строение. Они хранились восемь лет в грязи, дождях, снегах и при жаре. И, как и в случае с канатами Подольского моста, их состояние после хранения вызывает негодование. «Гвозди» побывали на строительной площадке в районе Кривой бухты и убедились в этом воочию.

Так можно хранить ненужный хлам у себя в гараже, но не канаты за треть миллиарда гривен
Это в Корее нельзя даже перочинным ножичком ванты царапать. У нас их можно волочить по земле и пинать, как вздумается.

Вот только после восьми лет безалаберного хранения «подольские» ванты были признаны негодными. А что с запорожскими канатами?

«Гвозди» выслали информационный запрос в «Укравтодор», который курирует наш долгострой. Нам ответили, что пока никто ванты не проверял, и собираются это сделать в апреле текущего года.

Но если на сегодня не известно, можно ли использовать мостовые канаты, как подрядчик осмеливается обещать президенту достроить мосты до конца 2021-го?

Ответ на это может быть только один – запорожскую вантовую рухлядь таки собираются использовать на мостах. «За» эту версию говорит и тот факт, что проверять запорожские канаты будет некая коммерческая фирма, которую выберет сам турецкий подрядчик. Тогда как единственные стоящие выводы относительно вантов может дать только представитель завода-изготовителя. Об этом говорит и Олег Тоцкий: «Выдавать заключения по поводу таких специфических штук как ванты, имеет право только завод-изготовитель. И речь идет даже вовсе не о гарантии, а о принципиальной возможности использования старых вант».

 Ведь завод не нарушал своих обязательств (за хранение канатов он не отвечал), а потому и не будет рисковать своей 80-летней исторической репутацией ради наших спешки и коррупции. В свою очередь, неизвестная до сих пор «проверяющая фирма» может взять деньги и выдать нужное подрядчику заключение без репутационных заморочек.

«После нас – хоть обвал»

Несмотря на полную схожесть судьбы запорожских вантовых канатов с «подольскими», наши ванты собираются использовать, заручившись выводами некой частной фирмы. Тогда как «подольские» канаты были признаны негодными представителем завода-изготовителя.

Заказывать новые ванты – дело длительное (больше года) и дорогое (треть миллиарда гривен). Однако «работающий в режиме 24/7» подрядчик уже пообещал открыть хотя бы один мост через Новый Днепр до конца текущего года.

Так что Запорожье целенаправленно идет по сценарию установки негодных вантов на наш долгострой.

Чем это грозит?

Мосты через Новый Днепр худо-бедно простоят около пяти лет – ванты нужно будет постоянно натягивать-обслуживать. Затем наступит время нестабильности – в любой момент канаты могут оборваться, «сложив» всю конструкцию моста. А максимум через десять лет ванты все равно потребуют замены, но обойдется она куда дороже сегодняшней – на уже «опущенный» мост устанавливать канаты намного сложнее.

При этом проблема с мостовыми канатами – не единственная в запорожском долгострое. До сих пор внятно не объяснены проблемы с бетоном на двух опорах, и также факт строительства мостов на геологическом разломе. Так что простоят ли мосты вообще дольше десятилетия – огромный вопрос. Тем более, что как раз на этот срок турки и дают гарантию сохранности запорожских мостов.

Увы, но с точки зрения нашей власти планирование на десять лет вперед – не только непосильная задача, но и бессмысленная. Тогда у руля страны будет стоять другой президент, который привычно спихнет проблемы с мостом на «папередников».

А запорожцы вновь останутся у разбитого корыта… То есть, разваленного моста.

«Гвозди» попросили эксперта Олега Тоцкого прокомментировать фотографии запорожских вантовых канатов:

«Выглядят они привлекательнее, чем киевские. Те вообще печальными были. Некоторые следы ржавчины (если их немного) – не проблема, их можно ликвидировать без потери прочности. Главное, чтобы это действительно были единичные случаи.

Однако самое главное – это то, что внутри. В частности, полиуретановый заполнитель. В этом плане важно добиться заключения завода-изготовителя или хотя бы проведения испытаний по методике, которая будет согласована заводом-изготовителем. Чтобы убедиться, что заполнитель внутри вант в порядке (или не в порядке) и все проволоки натянутся как надо при подаче на них нагрузки».

“Гвозди” будут внимательно отслеживать события вокруг запорожских вантовых канатов.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

В Запорожье "Мустанг" с нетрезвым "седоком" рысачил на дороге

2 комментариев для “Из-за обещания строителей Зеленскому запорожские мосты могут подвесить на негодные вантовые канаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *