История мега-крана, который будет запорожские мосты достраивать (фото)
«Захарий» – самый мощный плавучий кран Европы. Построенный в Украине, на нашу стройку он приплыл из Турции.
Какова непростая история «Захария», и почему его не использовали для строительства наших мостов сразу – в обзоре «Гвоздей».
Запорожские вантовые мосты через Новый Днепр будет достраивать плавучий кран-гигант – «Захарий».
У этого механизма, несмотря на его десятилетнее существование, была весьма насыщенная жизнь.
Построили «Захарий» в 2009 году на киевском заводе «Ленинская кузня» для компании «Планета-Мост». Техническое наименование механизма – LK-600 – обозначает грузоподъемность крана и первые буквы названия предприятия-изготовителя. Имя «Захарий» было дано крану в честь отца учредителя «Планеты-Мост», Валерия Захаровича Мошенко.

К работе кран приступил в 2010 году. Первым его заданием была погрузка на баржу своего меньшего коллеги – плавучего крана «Сарны». С задачей он справился отлично и перешёл к основной своей задаче – достройке Подольского моста в Киеве.

18 ноября 2011 года «Захарий» завалился на бок прямо на стройплощадке. Установлено, что виновным в происшествии был капитан крана, допустивший оплошность при «складывании» крана для транспортировки.

Упавший кран сразу стал знаменитостью. У него даже появился аккаунт в Твиттере, просуществовавший до 2014 года.

Подняли «Захарий» только через несколько месяцев – пришлось отрезать основную стрелу механизма. Через год, весной 2013 года, мега-кран отбуксировали по Днепру в Николаев. Где его ремонтировали до лета 2014-го.

Сразу после ремонта кран… украли.

Позже оказалось, что умыкнула «Захария» фирма-владелец – видимо, после каких-то бизнес-разборок. Кран «нашелся», но столичным властям оказался не нужен – хотя по первоначальному плану после ремонта он должен был продолжить работу на Подольском мосту.
После полуторалетнего простоя «Захарий» был продан турецкой фирме «Онекс».

Данная фирма, судя по ее сайту, только данным краном и занимается.

После отбытия мега-крана из Украины по стране ходили слухи о его дальнейшей судьбе. Поговаривали даже, что «Захарий» использовали россияне при строительстве крымского моста – но это оказалось неправдой.
На самом деле, кран пробыл три года простоял в стамбульском порту Хайдарпаса (или Хайдарпаша). Каждый, кто пересекал Босфор на рейсово-пассажирских теплоходах, мог его видеть перед зданием заброшенного железнодорожного вокзала.

В декабре 2020 года «Захарий» начал свой путь обратно в Украину – на строительство запорожских мостов через Днепр. Сегодня он стоит около Кривой Бухты, готовый начать перевозку огромных мостовых блоков к месту строительства.

Конечно, возникает логичный вопрос: почему «Захария» сразу не использовали на нашем долгострое? Ответ прост – ему не хватало грузоподъемности. Длинный пролет моста через Новый Днепр (данный пролет и должен был удерживать мега-кран, пока к нему крепили бы вантовые канаты) весил более 1100 тонн, а «Захарий» мог поднимать только 680.
Сегодня самый мощный плавучий кран Европы в состоянии справляться уже с 800-тонными грузами. Впрочем, этого тоже явно недостаточно для удержания главной дорожной балки моста. Поэтому строители возвели четыре временные опоры, на которые и будут укладываться «Захарием» мостовые балки. В дальнейшем – когда пролет будут держать ванты – эти опоры должны убрать.
