Запорожье некомфортное: когда дело не только в деньгах

Поделитесь этим в соц. сетях:

Можно ли считать, что комфортно живут там, где больше всего денег? Как показывает исследование, это не всегда так.

В этом можно убедиться, сравнив бюджеты крупнейших городов Украины, пишет «Бизнес-Цензор».

Считается, что хорошо живут те города, в которых много денег. При всех прочих равных условиях так и будет. Именно поэтому Правительство еще с 2015 года заявило о децентрализации. Она должна привести к тому, что много налогов будут оставаться в регионах.

Напомним, что по Конституции Украина – унитарное государство. В финансовом плане это означает, что большинство налогов, которые платят предприятия в регионах, идут в государственный бюджет.

Например, это касается наиболее наполняющих статей доходов бюджета – налог на добавленную стоимость (НДС), акцизного налога с табака, алкоголя и бензина, налога на прибыль предприятий и ренты на использование недр.

Затем в столице Правительство и Верховная Рада распределяют расходы. И часто так бывает, что регион, который зарабатывает много денег, живет в бедности. В то же время, самым богатым городом Украины всегда была и остается столица.

Можно ли считать, что комфортно живут там, где больше всего денег? Как показывает исследование, это не всегда так. Размер бюджета украинского города не всегда коррелирует с комфортным проживанием в нем.

Сравниваем бюджеты крупнейших городов Украины с местом в рейтинге комфортности городов. Для сравнения был взят рейтинг журнала Фокус за 2018.

Для материала отобраны областные центры и города, в которых присутствуют крупные объекты промышленности, или энергетики. Информация о расходах бюджетов городов взяиа на Государственном веб-портале бюджета, а также получена от городских советов в результате запросов.

Самый богатый город Украины – столица. В прошлом году его расходы составили 58 млрд грн. Это как совокупный бюджет Харькова, Днепра, Одессы, Львова и Запорожья вместе. На каждого зарегистрированного жителя Киевсовет потратил почти 20 тыс. грн в год. Это также самый большой показатель по стране. Но в рейтинге комфортности городов Киев занял только третье место.

В то же время первое место в рейтинге комфортности занимает Харьков с расходами 15 млрд грн, а второе – Винница с расходами 4 млрд 700 млн грн. То есть, уровень комфортного проживания в городе зависит, в первую очередь, от городской власти. А уже потом – от размера бюджета.

В то же время размеры бюджетов Днепра, Одессы и Львова тоже не коррелируются с местом в рейтинге.

То же самое можно сказать и о Запорожье – крупном индустриальном городе, которым руководит Владимир Буряк, бывший главный инженер “Запорожстали” Рината Ахметова. Сама “Запорожсталь”, называемая градообразующим предприятием, зарабатывает в год сотни миллионов прибыли. А экологическая обстановка в городе – только хуже. Более того, предпринимать радикальные меры к загрязнителям Запорожский горсовет не хочет. Неудивительно – учитывая тот факт, что большинство депутатов горсовета лояльны к мэру.

В то же время Чернигов с годовым расходом в 3 млрд 700 млн грн – на 7 месте, Луцк (2 млрд 700 млн грн) – на восьмом, Житомир и Хмельницкий (по 3 млрд 200 млн грн) – 9 и 10 места соответственно.

Такая разница подтверждает гипотезу о том, что уровень жизни зависит не столько от размера дохода города, сколько от желания местных властей сделать эту жизнь комфортнее. Для того, чтобы держать город в чистоте, поддерживать надлежащий уровень тротуаров и скверов, не нужны сверхбольшие деньги.

Яркий пример – Киев. Несмотря на бюджет в полсотни миллиардов гривен, столица имеет серьезные проблемы с дорогами, общественным транспортом, качеством трубопроводной воды, утилизацией бытовых отходов и новыми учебными заведениями.

А теперь возьмем соседа Киева – Житомир. Его бюджет почти в 20 раз меньше киевского в абсолютных цифрах и в два раза меньше на одного жителя.

В Житомире уже несколько лет работает система электронного билета. Город недавно отремонтировал окружную дорогу. А в конце 2019 здесь планируют достроить крупнейший в Украине завод по переработке несортированных твердых бытовых отходов.

В Виннице давно запрещены частные маршрутки на ключевых направлениях. Их заменили коммунальные троллейбусы и трамваи. Частному транспорту частично запрещен въезд в центр города.

Во Львове для маршруток закрыт центр города. Кроме того власти города недавно ограничили использование полиэтилена в торговых сетях.

Моногорода с предприятиями-кормильцами

Кроме областных центров, мы проанализировали расходы на одного жителя в промышленных городах.

Эти города не попадают в рейтинги комфортности городов и нам трудно говорить об уровне жизни в них. Но цифры показывают, что объемы расходов на одного жителя во многих городах, где крупные предприятия являются градообразующими, не меньше, а иногда и больше, чем в областных центрах.

Бюджеты моногородов в 2018 году

В Энергодаре, где находится крупнейшая в Европе АЭС (НАЭК “Энергоатом”) и одна из крупнейших в Украине ТЭС (ДТЭК Рината Ахметова), на одного жителя приходится 19,9 тыс. грн расходов. Больше, чем в Киеве, и в любом городе, который фигурирует в этом исследовании.

Распределение бюджетов на одного жителя в Лозовой, Вараше, Северодонецке, Кременчуге и Южноукраинске находится на уровне Львова, Винницы и Ивано-Франковска.

В Краматорске объем затрат на жителя составил 15,2 тыс. грн, а в Горишних Плавнях (бывший Комсомольск) – 14 тыс. грн. Это больше, чем в Днепре и Львове. Кривой Рог имеет один из самых больших бюджетов, который превышает бюджеты многих областных центров.

Главным градообразующим предприятием Горишних Плавней является Полтавский ОГК Константина Жеваго. Предприятие из добытой местной железной руды спекает окатыши и отправляет их на экспорт.

В Краматорске находится промышленный гигант – Новокраматорский машиностроительный завод Георгия Скударя и метзавод «Энергомашспецсталь» Максима Ефимова.

В Кривом Роге находятся крупнейшие горно-обогатительные комбинаты Рината Ахметова и крупнейший метзавод Украины Лакшми Миттала.

Эти гиганты генерируют миллиарды гривен прибыли владельцам, одновременно сильно ухудшая экологию города. При этом местные власти – на стороне олигарха. Многолетний мэр Кривого Рога Юрий Вилкул, например, входит в орбиту влияния Ахметова.

Являются ли Краматорск, Кривой Рог, Мелитополь и Энергодар комфортными для жизни их жителей? В этом есть сомнения.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

В Запорожской области ДТП унесли две жизни за два дня (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *