Запорожский сговор “ОНУРа” ценой в два бюджетных миллиарда

Поделитесь этим в соц. сетях:

3 марта был подписан контракт с турецкой фирмой «Онур» на достройку запорожских мостов. А на днях в Антимонопольный комитет была подана жалоба о сговоре на «мостовом» тендере. Который мог стоить бюджету Украины больше двух миллиардов гривен.

Турецкий гамбит

О поданной в АМКУ жалобе написал сайт «Наші гроші». Ее автором является Агия Загребельская, бывший государственный уполномоченный в Антимонопольном комитете. Сегодня Агия является учредителем «Лиги антитраста», разоблачающей картельные сговоры при освоении бюджетных денег.

Асия Загребельская

Как известно, на тендер по достройке мостов подавали заявки шесть компаний. Из них четыре были отклонены по различным мотивам. В «финал» тендера вышли две турецкие фирмы – «Онур» и «Гьочай», а победил «Онур». При этом две «отвергнутые» компании подали было жалобы на действия тендерной комиссии в Антимонопольный комитет. Но затем отозвали их – по неизвестным причинам.

«Лига антитраста» выявила, что компании-«финалисты» связаны между собой. Так, один и тот же человек руководит фирмой «Гьочай» и является доверенным лицом фирмы «Онур». Также, несмотря на солидное расстояние между офисами компаний (600 километров), они в одно время получали справки в одном отделении банка. Также в одно время они утверждали документы на тендер у одного и того же нотариуса.

«Гвозди» связались с авторкой жалобы Агией Загребельской и попросила ответить на несколько уточняющих вопросов. Что смутило – что до штрафных выплат в таких процессах доходит редко. Да и штраф может составить несколько сотен миллионов гривен (годовой «тендерный» оборот «ОНУРа» – 2,3 миллиарда, возможный штраф – 10% от выручки компании). Что, с учетом мухляжа на два миллиарда, выглядит несерьезно.

«Докази змови – беззаперечні»

– Насколько, согласно вашему опыту, возможен положительный исход рассмотрения жалобы на картельный сговор? Есть ли у вас примеры, чтобы настолько мощные игроки рынка, как тот же «Онур», были подвергнуты штрафным санкциям со стороны АМКУ – и санкции в дальнейшем не были отменены судами?

– Заява, яку ми подали, містить достатньо доказів для прийняття рішення. За практикою самого АМКУ, на підставі такого переліку доказів компанії притягалися до відповідальності та суди підтримували рішення АМКУ. Тому, думаю, «вирок» АМКУ – лише питання часу. Притягання до відповідальності за змову на публічних закупівлях компаній з мільярдними річними оборотами дійсно рідкість, та я не можу згадати подібного в недалекому минулому. Було рішення про змову двох компаній, пов‘язаних з (власником компанії-забудовника) Максимом Микитасем на трьох закупівлях. Одна з яких великий гравець – (будівельна компанія) «Укрбуд». Але, звичайно, вони менші за «Онур». Та частина рішень про змову була скасована в суді. (…) За наявною інформацією, (присуджені) штрафи на сьогодні не сплачені.

– Существует ли возможность того, что, в случае положительного решения по «вашей» жалобе в АМКУ «Онур» может прекратить достройку запорожского моста, ссылаясь на финансовые трудности? Есть ли подобные примеры поведения оштрафованных победителей тендеров в прошлом (и есть ли вообще оштрафованные)?

– Вони звичайно можуть, маніпулюючи, відмовитись будувати міст. Але це буде виключно шантаж. Адже за законом вони не звільняються від зобов’язань його добудувати. Щодо фінансових складнощів, то «Укравтодор» посилається на те, що «Онур» та (інша компанія-будівельник доріг) «Автомагістраль-Південь» дуже фінансово стабільні та надійні компанії. А значить штраф АМКУ не страшний для їх фінансового становища. Тим більш, за законом у випадку наявності фінансових складнощів, компанія завжди зможе звернутись до АМКУ з клопотанням про розстрочку сплати штрафу.

– Исходя из вашего опыта работы, какова может быть процентная экономия на таких мега-подрядах, как строительство запорожских мостов?

– На мою думку, ми можемо в середньому говорити про 20% (у випадку запорізьких мостів – 2,3 мільярди). В окремих випадках економія досягає 40%. Однак із запорізьким мостом ситуація ускладнюється тим, що він вже тривалий час стоїть недобудований. Його потрібно не зносити та будувати новий, а добудовувати цей. Відповідно, будь-яка вартість прив’язана до того, як були зроблені початкові роботи.

– По каким причинам участники тендеров не оспаривают отклонение своих предложений даже на таких выгодных тендерах, как по запорожским мостам?

– По перше, всіх, хто подає скарги, окрім фаворитів звичайно, «Укравтодор» нарікає тролями. Компаніям псують репутацію, заносять їх в так званий «чорний список» та в майбутньому створюють перешкоди для отримання контрактів/ Друге, це бізнес ес южуал. Бізнес прийшов у цей світ з метою заробітку. Це його законне призначення. Отже обираючи між боротьбою та домовленостями, бізнес обере компроміси. А це може бути, від «ти не подаєш скаргу, а ми тебе візьмемо на субпідряд» або «дамо виграти на іншому участку» або інше.

– Будете ли вы (есть ли у вас ресурсы) юридически отстаивать (поддерживать) свою жалобу в судах, если АМКУ ее не примет, или победитель тендера не согласится со штрафом от АМКУ?

– Однозначно. У випадку відмови АМКУ розпочати розслідування, ми будемо вимагати це зробити в судовому порядку. Однак докази змови настільки беззаперечні, що ми сподіваємось, що АМКУ не буде шкодити своїй репутації на догоду «покровителям картеля» та розпочне розслідування.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

В Запорожской области директор лесного хозяйства требовал 360 тысяч взятки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *