РЕКЛАМА:
  • У «Новой политики» глохнет «Мотор»

    Поделитесь этим в соц. сетях:

    Партия «Новая политика» зависима от завода «Мотор Сич». Туманное будущее предприятия оставляет его партию в подвешенном состоянии. Что, впрочем, никак не скажется на ее монолитности.

    Хороший автономный результат

    Накануне выборов-2015 руководство завода «Мотор-Сич» не стало договариваться с большими партийными брендами – слишком много условий и требований те выдвигали. Вместо этого они взяли полумертвую «Новую политику». И – благодаря построению нехитрой предвыборной «пирамиды»  – «моторовцы» получили довольно хороший результат. В запорожский городской совет зашло девять депутатов «Новой политики», в областной – шестеро.

    Благодаря интригам и ссорам внутри «патриотических» фракций, «Новая политика» сумела стать частью провластной коалиции (с «Нашим краем» и «Оппоблоком»), а также продвинуть своего депутата Руслана Пидорича в секретари горсовета.

    За время своей каденции «моторовцы» в громких скандалах замечены не были – в том числе, коррупционных. Может, в том числе и потому, что основное внимание Богуслаева и компании было приковано к противостоянию «Мотор-Сич» с президентской вертикалью власти Петра Порошенко. Сначала столичные власти просто игнорировали запорожский авиазавод. И, например, покупали во Франции и втридорога б/у вертолеты, отказывая «Мотору» в поддержке отечественного производителя.

    Фактический владелец “Мотор-Сич” Вячеслав Богуслаев очень любит советские праздники – в первую очередь, 9 мая.

    Но главные проблемы у завода наступили, когда предприятием заинтересовались китайцы. Возможной сделке воспротивились США, заокеанским партнерам подыграла власть. И СБУ совместно с Антимонопольным комитетом Украины фактически заблокировали продажу. Тем самым «подвесив» «Мотор-Сич» в положении неопределенности.

    Помешает ли данная неопределенность политическому будущему «моторовской» партии? Будет ли вообще «Мотор» присутствовать в общественной жизни Запорожья? Как связано руководство предприятия с президентской партией «Слуга народа»? На эти и другие вопросы «Гвозди» искали ответы у главы фракции «Новой политики» в горсовете Алексея Басова.

    Алексей Басов в сессионном зале Запорожского городского совета. Фото “Время новостей”

    Один на всех аэропорт

    –  Ваша партия участвует в провластной коалиции в городском совете, вы продвинули Руслана Пидорича на пост секретаря горсовета… 

    –  Мы не вошли в коалицию. Мы называем это большинством. Мэр иногда шутит – а может, не шутит, – говорит: «ситуационное большинство». Да, мы чаще всего голосуем вместе, фракции трех политических партий: «Оппозиционный блок», «Наш край» и «Новая политика».

    –  Несмотря на то, что большинство «ситуативное», оно отличилось стабильностью. Партия могла продвигать свои программные цели, свои интересы. Что удалось («Новой политике») такого яркого продвинуть, пользуясь участием в этом большинстве?

    –  Мы поддерживаем общегородские программы. Наверное, этот созыв городского совета – самый успешный за последние двадцать лет. Довольно много сделано для города, это очевидно.

    –  Можно конкретнее?

    –  Конкретно – это программа по дорогам, программы по развитию ЖКХ, всё, что связано с благоустройством. Из больших проектов – в первую очередь, аэропорт.

    –  Аэропорт себе в заслуги приписываете? Там же вроде (главный заслуженный) Владимир Буряк.

    –  Мы не отрицаем. Могу сказать, что большАя часть того, что делается в городе – заслуга мэра, глупо с этим спорить. Также в этом помогла децентрализация, у городских общин появились деньги. Тем не менее, я считаю, что это (преобразования в Запорожье) – наша общая заслуга. Впервые начали массово ремонтироваться садики, школы.

    «Слуга новой политики»

    –  На последних выборах в Верховную Раду Геннадий Касай, который баллотировался в 2015 году от «Новой политики» в городской совет (но не прошел), победил на округе от «Слуги народа». Может ли это свидетельствовать о каких-либо договоренностях между «Новой политикой» – схематично, людьми Вячеслава Богуслаева – и «Слугами народа»?

    –  Я бы сюда «Новую политику» не присоединял. Не секрет, что мы (руководство «Мотор-Сич») поддерживали Владимира Зеленского и в первом, и во втором туре президентских выборов. Это во многом было связано с неприятием политики предыдущего президента, с тем давлением на наш бизнес – фактически, его медленным удушением – которое происходило с 2015 года. Вы знаете, что у нас были и обыски, и уголовные дела. Мы считаем, что (причиной этого стали) надуманные, политические вопросы. И было совершенно очевидно – не только депутатам (от «Новой политики»), но и руководству предприятия, что в стране есть огромный запрос на изменения.

    –  То есть, из-за неприятия власти Порошенко вы почти открыто поддержали «Слугу народа»?

    –  В первую очередь – да. Второй момент – мы понимали, что стране нужны изменения в любом случае. Много вариантов (потенциальных политических партнеров) было. Это и традиционные политические силы, такие крупные, как БЮТ («Батькивщина»). Ляшко в свое время нас поддерживал – по крайней мере, заявлял об этом. Но мы понимали, что народ хочет какого-то обновления. Думаю, что мы угадали с этим (поддержкой «Слуги народа»).

    –  Значит, вы не угадали с Сергеем Штепой (народным депутатом по Шевченковскому району Запорожья). Как вы относитесь к тому, что такого «мастодонта», как Вячеслав Богуслаев, побеждает молодой парень?

    –  Это общая тенденция. Как я отношусь? Считаю, что наши избиратели в этом отношении проиграли. Это уже, наверное, очевидно им самим. Проиграли и мы где-то. Может, недооценили это («зеленое») «движение». Хотя понимали, что рейтинг «Слуги народа» изначально будет высоким. Но рассчитывали, что люди будут смотреть на то, что было сделано (на округе). Сделано было откровенно много за эти пять лет (каденции Вячеслава Богуслаева в парламенте). А за четыре депутатских каденции сделано было в десятки больше, чем остальными мажоритарщиками города Запорожья. Цифры это абсолютно четко показывают. Он (Богуслаев) вкладывал много личных средств в округ, средств предприятия. И, естественно, деньги из депутатского фонда все уходили на наш округ. У того же (экс-депутата Игоря) Артюшенко «его» деньги заходили не на округ, а в Мелитополь, еще куда-то. Ну, вы понимаете – где более «интересно» было.

    –  Но если действительно, как вы рассказываете, были близкие позиции у «Слуги народа» с господином Богуслаевым, почему они не договорились, чтобы никто от этой партии не шел (в депутаты) на вашем округе?

    –  Это программная позиция «Слуги народа» – они выставляли кандидатов на каждом округе. Мы конкурировали на округе, мы проиграли. Думаю, это была та (рейтинговая) лавина, с которой трудно спорить – запрос на новые лица и поддержка лично Зеленского. Мы это видели по социологии – когда (Зеленский) приехал в Запорожье, рейтинг кандидатов (от «Слуги народа») вырос лавинообразно.

    –  Работаете с господином Штепой?

    –  Работаем, безусловно.

    –  Приходится?

    –  Почему «приходится»? Он – действующий депутат. Надо как-то работать на этом округе. Общаемся.

    Китайцы и хозрасчет

    –  Сейчас завод находится в подвешенном состоянии.

    –  Да.

    –  Он может вот-вот перейти китайцам – если Антимонопольный комитет наконец определиться. А китайцам будет мало интересна местная политика. Что с партией будет? Завод уже отказывается от парка, баз отдыха и других объектов «соцкультбыта»…

    –  Это вынужденный шаг. Мы экономим. Мы делаем то, что другие предприятия сделали десять лет назад, «Запорожсталь» – четыре-пять (лет назад). Сейчас мы делаем то же самое. Мы передали детские садики в городскую собственность. При этом надо понимать, что они в отличном состоянии, вкладывать денег туда не надо, это одни из лучших садиков в городе. Что касается баз отдыха, они фактически отправлены в «самостоятельное плавание».

    –  На «хозрасчет»?

    –  Да. Вячеслав Богуслаев поставил им задачу зарабатывать деньги.


    Благодаря бережному отношению “Мотор-Сич” к парку имени Климова (ныне переданного в городскую собственность), там сохранились качели-карусели “Made in USSR”

    –  При этом будут сохраняться профсоюзные скидки? Есть сведения, что профсоюз уже не оплачивает, как раньше (часть отдыха работников «Мотор-Сич»).

    –  Оплачивает. То, что касается наших заездов «матери и ребенка», заезда ветеранов, они практически в полном объеме (оплачиваются). Незначительное подорожание там есть… Точные цифры вам не скажу, просто не помню. Но на Новый год были заезды «матери и ребенка», ветеранов. Ветераны (отдыхали) почти бесплатно – пятьсот гривен за десять дней. Участники «матери и ребенка» – около ста гривен в день (платили). Это все равно в разы дешевле, чем за полную стоимость.

    –  Но политика – дорогая штука. И если такая неопределенность с предприятием («Мотор-Сич») будет дальше, то каковы перспективы «Новой политики»? Ведь эта партия – скорее виртуальная. Офиса у нее нет, физических встреч (партийцев) по городу я не вижу. Сможет ли она без поддержки такого «монстра», как «Мотор», продолжить существование?

    –  Я уверен, что «Мотор» будет работать и развиваться.

    –  Вы хотите сказать, в качестве субъекта местной политики? Что он (завод) не уйдет в чистую экономику?

    –  В чистую экономику он не уйдет. Потому что работники завода на 90…, нет, 80 процентов – это жители Шевченковского района. И на 95-98 (процентов) – жители города Запорожье.

    –  То есть вы думаете, что в связи с проживанием тысяч работников («Мотор-Сич») на территории города-района, инвесторам – кто бы они ни были – все равно придется участвовать в жизни города?

    –  Мы пока четко не понимаем, какое будет решение Антимонопольного комитета. Но думаю, что в любом случае, любому инвестору придется участвовать в жизни города.

    Партия одного предприятия

    –  Какие, по-вашему, самый грустный и самый радостный исходы этого противоборства?

    –  По поводу радости у нас поводов пока очень мало. А самый грустный вариант – если ничего не будет меняться. Если политика медленного удушения производства будет продолжаться, тогда, конечно…

    –  Сколько тогда протянет (завод)? Год, два?

    –  Предприятие имеет огромный запас прочности. Чтобы вы понимали: в 2013-м году у нас был оборот больше миллиарда долларов – точнее, миллиард сто (миллионов). Сейчас (в 2019-м) – 380 миллионов. Тем не менее, завод существует, работает, свои социальные обязательства выполняет. Это говорит о том, что запас прочности был огромный. Тогда мы могли инвестировать – и инвестировали! – сотни миллионов долларов на развитие вертолетостроения, строительство новых производств, (были разработаны) десятки новых двигателей. Государство к этому никакого отношения не имело. Хотя во всем мире такие наукоемкие промышленные разработки, как в авиастроении – это, в первую очередь, сфера применения государственных финансов. Тем не менее, мы смогли это сделать, что дает оптимизм для дальнейшей работы. У нас есть устойчивый спрос в Китае, Индии, да и в целом по Юго-Восточной Азии. У нас – более ста партнеров по всему миру. У нас «твердых» контрактов больше, чем мы физически можем выполнить. И вся проблема нашего завода сейчас – именно во взаимопонимании с государством. Есть понятия экспортного контроля, есть понятия санкций. Если этого не будет, то у предприятия – очень хорошие перспективы. Мы можем производить тысячи двигателей в год.

    –  Но – возвращаясь к вашей (завода) близости к «Слуге народа» – наверняка ведь какие-то переговоры (с властью) по этому поводу уже велись. Найдено ли взаимопонимание?

    –  Не знаю, это не моя сфера деятельности. Я уверен, что они велись, но… (пожимает плечами) На это (такие вопросы) менеджмент предприятия должен отвечать.

    –  Слышал, что из «Оппозиционного блока» люди уже начали рассасываться по более популярным партиям. У вас (в «Новой политике») такое движение есть? Или, как «моторовцы», вы останетесь в едином кулаке, невзирая на будущее партии?

    –  Я считаю, что у нас достаточно серьезное преимущество перед остальными партиями: мы – фактически партия одного предприятия. То есть, все депутаты горсовета (от «Новой политики») – бывшие или действующие работники «Мотор-Сичи». Соответственно, есть определенная дисциплина. Есть определенное воспитание, что ли. У нас не принято перебегать куда-то без общего решения. Поэтому не думаю, что это (уход депутатов) – серьезный риск. Если такое решение будет принято – тогда да.

    –  Но это решение должно быть принято централизованно?

    –  Да. В принципе, так обычно и происходит.

    –  Какая-то подготовка к местным выборам ведется?

    –  Мы считаем, что самая лучшая подготовка – это наши дела. Перед Новым годом – не знаю, в курсе вы или нет, – проводили социсследования. Проводили их, как я понимаю, «Оппозиционный блок» и люди, близкие (к мэру Запорожья Владимиру) Буряку. Там было много разных вопросов. В том числе – об удовлетворенности жителей города деятельностью городской власти. Шевченковский район (по этой удовлетворенности) оказался на первом месте. Наверное, закономерно. Трудно заподозрить «Оппозиционный блок» в прямой любви к конкурентам, которыми мы являемся.

    ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

    В запорожский банк пришли за кредитом с липовым паспортом

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *